Морские байки составляют своеобразный пласт фольклора и в море неплохо помогают скоротать часы вахты. При этом они содержат полезную информацию, которую официально не преподают в яхтенных школах, но называют хорошей морской практикой. Хорошая морская практика - это своеобразный сплав опыта многих поколений моряков, замешанный на здравом смысле и здоровом чувстве опасности. Так, например, одно из правил гласит: "считай себя к опасности ближе ". Другими словами, если вы не уверены, насколько реальна опасность - считайте, что она есть на 100%. Можно определить это и так - если ничто не предвещает опасность, но душа неспокойна - насторожись. Интуиция никогда не обманывает. Поэтому не смейтесь над "заскоками" опытных капитанов. Их "чудачества" могут когда-нибудь спасти вам жизнь.
Кроме хорошей морской практики, есть еще и "народные приметы" и поговорки. Одна из примет говорит, что "нельзя свистеть на яхте - накличешь бурю". Сами мы в это не верим, но на всякий случай не свистим. Экипажу свистеть не запрещаем. Правда, после первого шторма число "свистунов" резко сокращается. А вот традиционное морское пожелание "попутного ветра и семи футов под килем!" вполне объяснимо. Парусные суда прошлого, вооруженные прямыми парусами, плохо лавировали (ходили против ветра). Поэтому попутного ветра могли дожидаться месяцами. Семь футов (чуть больше двух метров) - безопасная глубина под килем для прохода над мелями.
Помимо практики хождения на судах есть еще этика и эстетика. И хорошо, когда на яхте и в ее экипаже царит гармония этих понятий. Поясним это на простом примере. Вернемся к ношению обуви. Ни один уважающий себя яхтсмен не зайдет на чужой борт, не сняв обувь у трапа, даже если это королева страны. И здесь нет преувеличения. Листая журналы, вы обнаружите фотографии именитых персон на бот-шоу (выставках). Иногда таких важных посетителей фотографируют на борту какой-либо яхты, на которую они "взойти соизволят". Естественно, такие персоны будут одеты в парадные костюмы, но присмотритесь - на палубе они будут стоять в парадном костюме и босиком, даже дамы. Это этическая сторона проблемы.
Воспитанные в хороших традициях яхтсмены всегда поприветствуют встречный экипаж - помашут рукой. Невоспитанные, обогнав идущую тем же курсом яхту, покажут с кормы конец, как бы предлагая буксировку. Не принято перекрикиваться, для этого есть радиосвязь. Неприлично плевать за борт. Ни в коем случае нельзя уходить в море, не убрав из-за борта кранцы. Заходя в марину - не забывайте вывешивать кранцы за борт.
Кранцами называют специальные амортизаторы в виде цилиндрических, шарообразным или прямоугольных подушек (чаще всего надувные). На стоянках их обязательно вывешивают за борт, предотвращая повреждения бортов от касаний к причалу или соседним яхтам.
Принято помочь экипажу, пришедшего с моря, в швартовке. Не спешите предлагать мелочь "на чай" человеку в шортах на берегу, принявшему у вас швартов. Вполне возможно, что это его яхта стоит рядом у причала и стоимость ее поболее, чем вашей. А "человек в шортах" как всякий нормальный человек, запросто прервал ужин, чтобы помочь в швартовке соседям.
Нельзя подниматься на чужой борт, не спросив разрешения, и т.п. На стоянках в маринах принято пользоваться береговыми удобствами (душ и туалет есть в каждой марине). При стоянках в необорудованных местах или на якоре продолжают пользоваться собственным санузлом, но перед этим его переключают на сбор стоков в изолированную цистерну. Иначе все уютные бухточки были бы уже загажены.
Мы не ставим своей целью перечислить все писаные и неписаные нормы и правила поведения на яхте. Важно предупредить, что они существуют, и в большом количестве. Изучать их лучше всего на практике.